РП по астрономии 10-11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Сысерть

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
Педагогического совета
протокол №5

Директор МАОУ СОШ №1
___________Тарханова А.Ф.

от 24.06.2024 г.

от «24» июня 2024 г

Приказ № 124-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Астрономия»
для обучающихся 11 класса

г. Сысерть, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по астрономии базового уровня на уровне среднего общего образования разработана на основе
положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС
СОО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и концепции преподавания учебного предмета
«Астрономия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные
программы.
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое
образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции
Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.
Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая
развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути
познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Целями изучения астрономии на данном этапе
обучения являются:
— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и
формировании современной естественнонаучной картины мира;
— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной,
пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях,
определивших развитие науки и техники;
— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения
местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования
компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных
информационных технологий;
— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
— формирование научного мировоззрения;
— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний
для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики,
астрономии и космонавтики.
Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в
течение первого полугодия в 11 классе. При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса
во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся.
Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за
исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты,
природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При
планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
СОДЕРЖАНИЕ, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ 11 класс (35 ч, 2 ч в неделю) 10—11
классы (35 ч, 1 ч в неделю)
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы
Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип

их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах.
Практическое применение астрономических исследований. * 1 История развития отечественной космонавтики.
Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные
координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого
расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. * Кульминация светил. Видимое
годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и
календарь.
1 Звездочкой помечен материал, который более подробной дан в электронной форме учебника.

Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической
системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды
обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.
Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение
искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета.
Космические лучи. * Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты

земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела
Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований;
спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник
энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на
Солнце. Солнечно-земные связи. * Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь.
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд.
Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и
кратные звезды. Гравитационные волны. * Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды —
маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области
звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной
космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная
А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на
планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности
космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд.
Человечество заявляет о своем существовании.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их
положения с течением времени. 2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны. 2. Фазы Венеры. 3. Марс. 4. Юпитер и его спутники. 5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране). 7. Двойные звезды. 8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады). 9. Большая
туманность Ориона. 10. Туманность Андромеды.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие,
противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда,
Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета),
спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;

• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в
астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах
Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа,
влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы
Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического
телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет —
светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение
химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет
Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути
эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая
Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега,
Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую
дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения
ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных
статьях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Раздел 1. Предмет астрономии

2

Раздел 2. Основы практической астрономии

5

Раздел 3. Строение Солнечной системы

2

Раздел 4. Законы движения небесных тел

5

Раздел 5. Природа тел Солнечной системы

8

1

Раздел 6. Солнце и звезды

6

1

Раздел 7. Наша Галактика — Млечный Путь

2

Раздел 8. Строение и эволюция Вселенной

2

Раздел 9. Жизнь и разум во Вселенной

2

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

35

1

1

3

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».