Приложение № 2 к
основной
общеобразовательной
программе начального
общего образования
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Сысерть
начального общего образования
на 2025 – 2026 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база разработки учебного плана
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст. 28). Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. N 371-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об
обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 371-ФЗ).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(приказ от 31.05.2021 № 286 Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования», зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный
номер 64100).
- Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ
(утверждены приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N
992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования", от
16 ноября 2022 г. N (зарегистрированы Минюстом России 22 декабря 2022 г. N 71762) (далее ФООП).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
Учебный план основной образовательной программы начального общего образования
МАОУ «СОШ № 1» (далее – учебный план) фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе,
состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение, по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы МАОУ «СОШ № 1»,
разработанной в соответствии с ФОП НОО.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1
Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от
09.10.2025 № 704. Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых
обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели.
Учебный план предусматривает:
Четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального
общего образования.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь
период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом – не менее 8 недель;
- для обучающихся в 1-ом классе – дополнительные недельные каникулы в феврале.
Для обучающихся 1 – 4 классов устанавливается 5-ти дневный режим работы.
Обучение осуществляется по четвертям.
Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен
соответствовать действующим санитарным правилам и нормативам.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков
включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со
средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем
в остальные дни недели. При составлении расписания уроков по возможности чередуются
различные по сложности учебные предметы в течение дня и недели: математика, русский,
иностранный язык (английский), окружающий мир чередуются с уроками музыки,
изобразительного искусства, технологии, физической культуры.
Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные учебные предметы проводятся на 2м уроке; для 2 -4-х классов -2 -3-м уроках.
Контрольные работы проводятся преимущественно на 2-4 уроках. В течение учебного
дня не проводится более одной контрольной работы.
При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–декабре
уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут и только в первую смену.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
– для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков;
– 2–4-х классов – не более пяти уроков и один день в неделю – шесть уроков.
С целью умственной и двигательной разгрузки обучающихся 1 классов, между уроками
предусмотрена динамическая пауза (прогулка и подвижные игры на свежем воздухе,
экскурсии, театрализации, игры).
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в
следующих пределах:
- в 1-м классе – до 1,0 ч. (творческие, по желанию обучающихся),
- во 2-3-м классе – до 1,5 ч,
- в 4-м классе – до 2 ч (по всем предметам).
Образовательным учреждением осуществляется координация и контроль объема
домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов,
курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной
образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21.
В учебном плане начального общего образования МАОУ «СОШ № 1» выделено:
– в 1-х классах – 21 час в неделю;
– 2–4-х классах – 23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Объем обязательной части программы
начального общего образования составляет 80%, а объем части, формируемой участниками
образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, 20% от общего объема.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для
изучения учебных предметов.
В МАОУ СОШ №1 языком обучения является русский язык.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме
1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены модули «Основы
православной культуры», «Основы светской этики» и «Основы религиозных
культур народов России».
При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (во 2–4-х
классах) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно
допустимой наполняемости групп, изучаемый язык - английский.
Учебный план начального общего образования
(5-дневная учебная неделя)
Предметные области
Учебные
предметы/классы
Количество часов
в неделю
I
II
III
Всего
IV
Обязательная часть
Русский язык
и литературное чтение
Русский язык
5/165
5/170 5/170 5/170
20/675
Литературное чтение
4/132
4/136 4/136 4/136
16/540
Иностранный язык
Иностранный язык
-
Математика
и информатика
Математика
2/68
6/204
4/132
4/136 4/136 4/136
16/540
Окружающий мир
2/66
2/68
2/68
2/68
8/270
Основы религиозных
культур и светской этики
-
-
-
1\34
1/34
Изобразительное
искусство
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Музыка
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Технология
Труд (технология)
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Физическая культура
Физическая культура
2/66
2/68
2/68
2/68
8/270
20
22
22
23
87
660
748
748
782
2938
Обществознание
и естествознание
(Окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Итого:
2/68
2/68
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Смысловое чтение
1/33
1/34
1/34
-
3/101
Учебные недели
33
34
34
34
135
Всего часов
693
782
782
782
3039
21
23
23
23
90
Максимально допустимая недельная
аудиторная нагрузка
Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация обучающихся - внутришкольный мониторинг
индивидуальных образовательных достижений обучающихся, определяющий успешность
освоения образовательной программы, в том числе отдельной её части или всего объёма
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в течение учебного года, и подведение
итогов по завершении определённого временного промежутка (четверть, год).
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992,
и «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» МАОУ «СОШ № 1».
Цели и задачи промежуточной аттестации:
- объективного установления фактического уровня освоения образовательной программы и
достижения результатов освоения основной образовательной программы;
- соотнесения результатов освоения образовательной программы с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня
общего образования;
- оценки достижений конкретного обучающегося, позволяющей выявить пробелы в
освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности
обучающегося в образовании;
оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.
Плановая промежуточная аттестация носит обязательный характер для учащихся
школы, к ней относится четвертная, полугодовая и годовая промежуточная аттестация,
которая включает:
Стартовый (предварительный) контроль - осуществляется в начале учебного года
(или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер.
Цель стартового контроля:
Зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания,
умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью.
Полугодовой (четвертной) промежуточный контроль - проводится по итогам
полугодия (четверти), обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью
обучающихся, её корректировку и проводится с целью контроля предметных знаний и
метапредметных результатов обучающихся за четверть или полугодие.
Годовой промежуточный контроль - предполагает комплексную проверку
образовательных результатов в конце учебного года.
Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система
накопительной оценки портфолио).
Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная со 2-го класса в конце
каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная
аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и
результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном
журнале. Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в
следующий класс.
Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся 1 класса в течение
учебного года осуществляется без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних
заданий. Основной формой текущего контроля успеваемости является мониторинг
образовательных достижений обучающихся на выявление индивидуальной динамики от
начала учебного года к его концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных
достижений обучающегося за текущий и предыдущие периоды. Результаты и динамика
образовательных достижений каждого обучающегося фиксируются педагогическим
работником в листе индивидуальных достижений по учебному предмету.
В 1-м классе результаты промежуточной аттестации не подлежат оценке в баллах.
Промежуточная аттестация отражает результат освоения образовательной программы по
предметам учебного плана с оценкой «усвоено» - «не усвоено».
Фиксация предметных результатов текущего контроля промежуточной аттестации
обучающихся 2-4 классов осуществляется по пятибалльной системе. Периодами
промежуточной аттестации являются четверть/год.
Отметка обучающегося за четверть выставляется на основе результатов текущего
контроля успеваемости, с учетом результатов текущих и письменных контрольных работ,
фиксируется в классном журнале на дату проведения работы.
Годовые отметки во 2-4 классах по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом,
определяются как среднее арифметическое четвертных отметок и выставляются всем
обучающимся целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная оценка,
которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и универсальных
учебных действий. По учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение»,
«Математика», «Окружающий мир» промежуточная оценка выставляется с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы.
Промежуточная аттестация в четвертом классе по предмету ОРКСЭ, программам
дополнительного образования и курсам внеурочной деятельности оценивается «зачет»
«незачет».
Промежуточная аттестация (четверть) проводится в 1–4-х классах с 15 апреля 2024
года по 16 мая 2024 года (в соответствии с графиком ВПР и с учетом времени пересдачи).
Промежуточная аттестация (год) в 1-4-х классах проводится в конце учебного года (в
зависимости от календарно-тематических планов рабочих программ) в различных формах,
соответствующих специфике учебного предмета.
Результаты промежуточной аттестации по учебным предметам фиксируются в баллах.
Промежуточная аттестация обучающихся 1-х классов
Сроки проведения
Содержание процедуры
Сентябрь (третья неделя)
Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению
«Школьный старт»
Апрель (четвертая неделя) Комплексная интегрированная работа (включает задания по русскому
языку, литературному чтению, математике, окружающему миру)
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов представлены в таблице:
Предметы, курсы,
модули
Русский язык
Классы
2-3
4
Литературное чтение
2–4-й
4
Формы промежуточной аттестации: четверть/год
Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном
журнале, с учетом степени значимости
отметок за тематические проверочные
работы
Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном
журнале, с учетом степени значимости
отметок за тематические проверочные
работы: работа с текстом
Диктант с
грамматическим
заданием
Итоговая контрольная
работа в формате ВПР
Комплексная работа с
текстом
Итоговая контрольная
работа в формате ВПР
2–3-й
Математика
4
2–3-й
Окружающий мир
Иностранный
язык
(английский)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
4
Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном
журнале, с учетом степени значимости
отметок за тематические проверочные
работы
Итоговая контрольная
работа
Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ
Проверочная работа
или итоговый тест
Итоговая контрольная
работа в формате ВПР
Итоговая контрольная
работа в формате ВПР
2–4-й
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ:
проверочная работа
4-й
Проектная работа
2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок
результатов выполнения тематических проверочных работ:
творческая работа
2–4-й Среднее арифметическое накопленных
результатов выполнения тематических
итоговый тест, творческая работа
и
текущих оценок и
проверочных работ:
2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок
результатов выполнения тематических проверочных работ:
проектная работа
и
2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ:
сдача контрольных нормативов.
Обучающиеся, освобожденные от уроков физической культуры по
состоянию здоровья выполняют итоговый тест