МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ СОШ №1
РАССМОТРЕНО
. УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического совета
Директор МАОУ СОШ №1
________________________
________________________
Протокол №5 от 24.06.2024 г.
Тарханова А.Ф.
Пр№124-ОД от «24»
06.2024 г.
Программа внеурочной деятельности
Семьеведение
10-11 классы
г.Сысерть, 2024 г
2
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .............................................................................................................. 4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»……………………………………………………………………………………..10
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА .......................................................................................................................... 14
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ».......................................... 20
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Семьеведение»
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее — программа)
для обучающихся 10–11 классов общеобразовательных организаций составлена на основе
требований и положений:
•
федерального
государственного
образовательного
образования (утвержден приказом Министерства
Российской
12
авгу-
стандарта среднего общего
образования
и
науки
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от
ста
2022
г.)
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»);
•
федеральной образовательной программы среднего общего образования (утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №
371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования»);
•
федеральной рабочей программы воспитания на уровне сред- него общего
образования (является составной частью федеральной образовательной программы
среднего общего образования, раздел 130).
Нормативными основами разработки содержания программы являются:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022 г.
№
809 «Об
утверждении
Основ
государственной
политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей»;
3) Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года
№ 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи»;
4
4) Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации от 25 августа 2014 г.
№ 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
5) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2015 г.
№ 996-р);
6) Стратегия
Указом
национальной
Президента
безопасности
Российской
Российской
Федерации
(утверждена
Федерации от 02.07.2021 № 400).
Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года
№ 875 «О проведении Года семьи» 2024 год объявлен в Российской Федерации Годом
семьи в целях популяризации государственной поли- тики в сфере защиты семьи,
сохранения традиционных семейных ценностей. В настоящее время на государственном
уровне реализуются многочисленные меры, направленные на поддержку семьи, сохранение
и
укрепление
нормативных
традиционных
правовых
документов
семейных
ценностей,
(Конституции
что
Российской
отражено
в ряде
Федерации,
Указе
Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно- нравственных ценностей», распоряжении Правительства Российской Федерации
от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной
политики
в
Российской
семейной
Федерации на период до 2025 года»). В распоряжении
Правительства Российской Федерации № 2580-р от 16 сентября 2021 г. «О плане
мероприятий по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации
на период до 2025 года» также отмечается необходимость проведения мероприятий,
направленных на популяризацию и продвижение традиционных семейных ценностей,
ответственного родительства, поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и
детства,
распространение
в
субъектах
Российской
5
Федерации
лучших
реги-
ональных практик реализации проектов и программ родительского просвещения и
семейного воспитания, направленных на формирование у обучающихся образовательных
организаций
и
их
родителей
(законных
представителей)
традиционных
семейных
ценностей.
Россия определила курс на укрепление семьи и всемерную поддержку родителей в
воспитании детей на основе сохранения базовых ценностей российского общества и
семейных традиций. В то же время в российском обществе констатируется кризисное
состояние социального института семьи, выражающееся в девальвации семейных
ценностей и установок, увеличении возраста вступления в первый брак и рождения детей,
росте числа разводов, большой доле неполных семей и других негативных тенденциях. Как
следствие происходит разрушение традиционных моделей семейных отношений, что
неблагоприятно сказывается на готовности молодых людей к вступлению в брак, их
адаптации к семейной жизни и стабильности молодых семей.
Таким
образом,
актуальность
программы
курса
внеурочной
деятельности
«Семьеведение» для обучающихся 10–11 классов общеобразовательных организаций
обусловлена
необходимостью
целенаправленной
деятельности
по
формированию
ценностного отношения к семье и браку, культуры семейных отношений, нормативных
представлений о моделях поведения и межличностных отношениях в семье на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, социальных и семейных
традиций, принятых в российском обществе правил и норм поведения.
Цель
курса
—
формирование
позитивного
ценностного
отношения
обучающихся к семье и браку.
Основные задачи курса:
•
формирование у обучающихся представлений о значении семьи для полноценного
существования человека, развития общества и обеспечения устойчивости
государства;
•
стимулирование положительного эмоционального отношения обучающихся к семье
и браку, поддержка установки на семейный образ жизни, рождение и воспитание в
семье детей;
6
•
обогащение
позитивного
социокультурного
опыта
обучающихся
на
основе
воспитания в духе традиционных российских духовно- нравственных ценностей,
соблюдения принятых в российском обществе
правил
и
норм
поведения,
поддержания социальных и семейных традиций.
Методологические основы курса базируются на следующих подходах:
•
Аксиологическом подходе, который является ведущим в раз- работке содержания
курса и определяет его ценностно-смысловое содержание, ценностные доминанты и
целевую ориентацию на формирование отношения подрастающего поколения к семье и
браку на основе традиционных российских ценностей. Инвариантное ценностно-целевое
содержание курса определяет общее для всех граждан Российской Федерации, вне
зависимости от их мировоззренческих, культурных, национальных, религиозных и других
особенностей, содержание российских традиционных ценностей, которое представлено в
нормах Конституции Российской Федерации в качестве российских конституционных
ценностей. Наряду с этим учитывается наличие вариативного ценностно-целевого
содержания курса, которое
и
традициями
народов
определяется
России,
культурно-историческими
российских
традиционных
особенностями
религий,
отражает
мировоззренческое, культурное разнообразие граждан, семей, народов России, российского
общества, регионов России, образовательных организаций.
Исходя
из
этого,
программа
включает
инвариантный
(базовый)
компонент,
содержание которого отраженно в тематическом планировании, и вариативный компонент,
который формируется с учетом региональной и местной социокультурной специфики,
потребностей обучающихся и их семей, ресурсов социального партнерства, имею- щегося
опыта реализации семейноориентированного курса.
•
Междисциплинарный подход подразумевает проектирование содержания курса
на основе знаний, умений и навыков, полученных обучающимися при освоении ими
федеральной образовательной
7
программы соответствующего уровня образования, а также опору на содержательный
потенциал таких областей научных знаний, как психология, педагогика, социология,
медицина, экономика и право.
•
Системно-деятельностный
подход
обеспечивает
практико-ориентированный
характер содержания курса, полисубъектное взаимодействие в системе «педагоги —
обучающиеся — родители», использование вариативных методов, форм и средств
освоения учебного материала с акцентом на проблемных и поисковых методах.
Формы
организации
внеурочной
деятельности
при
реализации
программы
предполагают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной
и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность. Предусмотрено
использование ресурсов других организаций (социальной сферы, культуры, спорта,
здравоохранения,
дополнительного
и
профессионального
образования,
детских
общественных организаций).
Место курса «Семьеведение» в образовательном процессе
Программа курса рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов и
предполагает включение в учебный план образовательной организации в рамках части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Программа
служит
основой
для
разработки
рабочих
программ в составе
основной образовательной программы общеобразовательной организации в соответствии с
ее особенностями: организационно- правовой формой, контингентом обучающихся и их
родителей (законных представителей), направленностью образовательной про- граммы,
учетом этнокультурной специфики, особых образовательных потребностей обучающихся.
Взаимосвязь курса «Семьеведение» с федеральными программами воспитания
Программа
ориентирована
на
достижение
воспитания на уровне среднего общего образования:
8
целевых
ориентиров
результатов
•
осознанно
выражающий
свою
российскую
гражданскую
принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе;
•
проявляющий приверженность традиционным духовно- нравственным ценностям,
культуре
народов
России
с
учетом
мировоззренческого,
национального,
конфессионального самоопределения;
•
действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей
и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие
анти- гуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим
ценностям;
•
ориентированный
на
создание
устойчивой
семьи
на
основе
российских
традиционных семейных ценностей; понимание брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятие
насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
•
понимающий и выражающий в практической деятельности ценность
жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении
своего здоровья и здоровья других людей;
•
выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую активность), стремление
к физическому совершенствованию;
соблюдающий
и
пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни;
•
участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, в
образовательной организации, в своей местности.
9
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Ориентирами планируемых результатов освоения курса «Семьеведение» являются:
•
требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения
федеральных образовательных программ (ФОП) среднего общего образования,
прежде всего в части содержания образования о семье и браке, межличностных и
социальных отношениях (в том числе в рамках учебных предметов «Русский язык»,
«Литература», «Обществознание», «Физическая культура»);
•
целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся в отношении семьи и
брака на уровне среднего общего образования.
Освоение
обучающимися
курса
внеурочной
деятельности
«Семьеведение» должно обеспечивать достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты:
•
принятие и приверженность традиционным российским духовно- нравственным (в
том
числе
семейным)
ценностям,
культуре
народов
России
с
учётом
мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения;
•
готовность противостоять деструктивной идеологии, включая культивирование
эгоизма, безнравственности, отрицание естественного продолжения жизни, ценности
крепкой семьи, брака, многодетности, разрушение традиционной семьи с помощью
пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений;
•
•
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
осознание ценности семьи и семейного образа жизни, ориентация на создание
крепкой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей;
10
•
понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания в семье детей;
•
•
•
ответственное
•
развитие способности сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное
состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
•
сформированность
ценностей
здорового
и
безопасного
образа
жизни,
ответственного отношения к своему здоровью; практическая установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, понимание значения личных усилий в сохранении и укреплении
своего здоровья и здоровья других людей;
•
готовность к труду, осознание ценности труда, трудолюбие, участие в социально
значимой трудовой деятельности в семье.
отношение
к
своим
родителям,
уважение к старшим;
неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
развитие социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать
конфликты;
Метапредметные результаты:
•
освоение
межпредметных
понятий
и
универсальных
учебных
действий
(познавательных, коммуникативных, регулятивных), способность использовать их в
учебной, познавательной и социальной практике;
•
совершенствование языковой культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира;
•
развитие
проблем;
•
овладение
навыками
деятельности;
креативного
мышления
при
учебно-исследовательской
11
решении
жизненных
и
проектной
•
умение переносить знания, средства и способы действия в практическую область
жизнедеятельности;
•
умение самостоятельно работать с различными информационными источниками,
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
•
владение
различными
способами
аргументированно вести диалог;
•
владение навыками рефлексии, умение оценивать приобретенный опыт; принятие себя,
понимание своих достоинств и недостатков.
общения
и
взаимодействия,
умение
Предметные результаты:
•
овладение лексикой, отражающей традиционные российские духовно-нравственные
ценности, ценностное отношение к семье и браку, систему межличностных
отношений;
•
владение знаниями о роли семьи в жизни личности, общества и государства, о
браке и семье как социальном институте, функциях семьи, роли семейных ценностей
и традиций, ответственном
родительстве;
•
•
владение знаниями о правовых основах семьи и брака;
•
владение знаниями об этапах и закономерностях развития семьи, способах
предотвращения и преодоления семейных конфликтов и кризисов;
•
владение знаниями о способах сохранения и укрепления здоровья,
репродуктивного, умение применять их на практике;
•
сформированность представлений о культуре взаимоотношений в семье (с учетом
реализации вариативного ценностно-целевого содержания курса);
•
восприятие произведений литературы и искусства как источника опыта оценки
явлений с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
владение знаниями о направлениях государственной семейной политики, мерах
государственной поддержки семьи;
12
в том числе
•
умение применять полученные знания для принятия практических решений в
повседневной жизни.
Освоение
обучающимися
курса
предполагает
присвоение
ими
ценностного
содержания, поэтому личностные результаты и уровень достижения целевых ориентиров
воспитания могут оцениваться посредством инструментов, нацеленных на закрепление
знаний, решение практических задач, поддержку инициатив обучающихся:
•
исследование ценностного отношения обучающихся к семье, браку, осознанному
родительству и пр. до начала курса и по итогам его освоения;
•
•
•
проектная деятельность;
педагогическое наблюдение;
участие обучающихся в социально-значимых проектах и акциях по тематике курса и
пр.
13
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. «Готовность к созданию семьи» (3 ч.)
1.1. Личность. Быть или казаться (1 ч.)
Индивид, индивидуальность, личность. Характеристики и качества
личности.
Самоидентификация, самопознание, самовыражение и самосовершенствование личности.
Свобода
и
ответственность
личности.
Личность
и
«личина».
Пути
и
способы
самовыражения. Моральный выбор и его влияние на дальнейшую жизнь.
1.2.
Эта трудная работа взросления (1 ч.)
Период юности — последнее время детства и первый возраст взрослости.
Социально-коммуникативные и психофизиологические особенности юношеского возраста.
Кризис юности и условия его преодоления. Взросление и самоопределение, планирование
будущего. Планирование будущей семейной жизни как одна из составляющих процесса
взросления и самоопределения личности.
1.3. Мужественность и женственность (1 ч.)
Историко-культурные истоки понятий мужественности и женственности. Качества,
определяющие мужественность и женственность. Гражданско-правовое равноправие полов
как конституционная норма и основополагающий принцип семейного права. Черты и качества будущего спутника жизни.
Раздел 2. «Ценности и традиции семьи» (6 ч.)
2.1. Семья как традиционная российская ценность (1 ч.)
Традиционные российские духовно-нравственные ценности — основа государства,
общества и семьи. Понятие «крепкая семья» как традиционная ценность. Ценности
человека — основа его личности. Взаимосвязь ценностей и представлений человека о
счастье. Семья как важная составляющая человеческого счастья.
14
2.2.
Что делает семью крепкой: семейные ценности и традиции (1
ч.)
Семейные ценности и традиции — основа сплоченной и крепкой семьи. Традиции —
способ передачи из поколения в поколение нравственных установок, ценностей, норм,
образцов поведения, обычаев. Старшее поколение — хранитель семейных традиций,
семейной истории, основа семейной общности. Семейная история — часть общего
наследия нашего народа. Укрепление семейных ценностей как условие поддержания
единства, стабильности, гармонии и благополучия общества.
2.3.
Искусство быть вместе (1 ч.)
Этика и культура семейного общения. Условия и правила конструктивного общения.
Общие ценности как основа взаимопонимания. Умение слышать и слушать, принимать
позицию другого и идти на компромиссы — основа крепких отношений в семье. Способы
демонстрации любви и взаимопонимания в семье.
2.4.
Уклад семьи (1 ч.)
Семейный уклад — фундамент семейной жизни. Ценности, традиции, отношения —
составляющие семейного уклада. Общее и индивидуальное в укладе российских семей.
Традиции в укладе современной российской семьи. Закономерности формирования уклада
семьи. Взаимосвязь культуры семейного общения и семейного уклада.
Вариативный компонент (2 ч.)
Раздел 3. «Возрасты семьи» (13 ч.)
3.1. Любовь и влюбленность. Выбор спутника жизни (1 ч.)
Любовь в жизни человека. Любовь как стимул к самосовершенствованию.
Влюбленность и любовь: сходство и отличия. Выбор спутника жизни — основа
благополучия в будущем. Качества и факторы, влияющие на выбор спутника жизни.
Взаимопонимание, доверие, единство во взглядах и ценностных установках как основа
любви.
15
3.2.
Романтические отношения (1 ч.)
Этапы романтических отношений: знакомство, первое свидание, знакомство с
родителями. Личностные качества избранника и ожидания молодых людей друг от друга.
Особенности общения на этапе романтических отношений. Правила личной безопасности
при знакомстве и в начале отношений.
3.3.
Подготовка к созданию семьи (1 ч.)
Личностная готовность к семейной жизни — главное условие успешности брака и
стабильности
будущей
семьи.
Основные
составляющие
подготовки
к
браку.
Синхронизация личных жизненных целей и установок — ключевое условие готовности к
семейной жизни.
3.4.
Свадьба. Становление семьи (1 ч.)
Заключение брака — изменение социального статуса человека и рождение новой
семьи. Подача заявления и регистрация брака. Свадьба как знаковое событие в жизни
человека. Брак как основное условие создания семьи. Единые цели и ценности, доверие
супругов — основа устойчивых отношений в молодой семье.
3.5.
Первые годы в браке (1 ч.)
Первые годы брака — формирование системы отношений между супругами, уклада
новой семьи. Причины разногласий в молодой семье. Совместное ведение домашнего
хозяйства и семейного бюджета, организация совместного досуга — важные аспекты
становления семьи. Взаимоуважение и взаимопонимание — условие успешного решения
затруднительных ситуаций.
3.6.
Мотивы рождения детей (1 ч.)
Любовь к детям как неотъемлемое свойство человеческой при- роды. Готовность
стать родителями. Мотивы рождения детей и их влияние на будущее семьи. Статус
родителя и подготовка к нему. Ответственное родительство.
16
3.7.
Рождение ребенка. Родительство (1 ч.)
Изменения в жизни семьи, связанные с появлением ребенка. Освоение родительских ролей.
Установки и ожидания будущих родителей. Способы преодоления проблем и разногласий,
связанных с рождением ребенка.
3.8.
Родительская любовь. Воспитание детей (1 ч.)
Принятие, поддержка, уважение, доверие как составляющие родительской любви.
Забота о детях, их воспитание — право и обязанность родителей. Соблюдение баланса в
воспитании. Эмоциональная связь с ребенком — важное слагаемое родительства.
3.9.
Родители и дети. Взаимоотношения поколений (1 ч.)
Связь поколений — условие сохранения традиций и ценностей семьи. Роль бабушек
и дедушек в воспитании ребенка. Забота о старших родственниках. Уважение, доверие,
забота — основа отношения детей к родителям.
3.10.
Конфликты в семье и способы их преодоления (1 ч.)
Семейный конфликт как противоречие потребностей, интересов, ценностных
установок супругов. Наиболее частые причины семейных конфликтов. Условия и способы
конструктивного разрешения семейных конфликтов. Влияние конфликтов на семью.
3.11. Преодоление семейных кризисов (1 ч.)
Семейные кризисы как этапы развития семьи. Причины возникновения семейных
кризисов. Нормативные и ненормативные семейные кризисы. Способы и условия
преодоления кризисов. Родители и дети в ситуации семейных кризисов.
Вариативный компонент (2 ч.)
17
Раздел 4. «Благополучие и здоровье семьи» (8 ч.)1
4.1. Здоровый образ жизни семьи (1 ч.)
Здоровье человека как фактор личностного и профессиональ- ного успеха. Здоровый
образ жизни как фундамент благополучия семьи. Забота о своем здоровье в юности —
профилактика возможных семейных проблем. Составляющие здорового образа жизни.
4.2.
Полезные и вредные привычки (1 ч.)
Влияние вредных привычек на благополучие семьи. Полезные привычки, их влияние
на жизнедеятельность и взаимосвязь со здоровым образом жизни. Формирование
привычек. Уклад семьи, основанный на здоровом образе жизни.
4.3.
Основы репродуктивного здоровья (1 ч.)
Репродуктивное здоровье и его взаимосвязь со здоровым обра- зом жизни. Знание и
понимание угроз репродуктивному здоровью — первый шаг к осознанному родительству.
Источники получения знаний о репродуктивном здоровье и современные возможности его
диагностики и поддержания.
4.4.
Психологическое здоровье семьи (1 ч.)
Психологическое здоровье, условия его сохранения: способность адаптироваться к
изменяющимся условиям, противостоять стрессовым ситуациям, развитая рефлексия,
позитивное мышление, саморазвитие. Сохранение семейных ценностей, гармоничные
семейные отношения как фактор обеспечения психологической устойчивости семьи.
4.5.
Экономическое благополучие семьи (1 ч.)
Экономика семьи — важная составляющая семейной жизни. Финансовая
грамотность — залог финансовой стабильности и благо-
1
Содержание раздела разработано при участии ведущих специалистов Мини- стерства
здравоохранения Российской Федерации, ФП ПФ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И.
Пирогова Минздрава России, НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2
ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б. В. Петровского», ФГБНУ «ФМЦ ПМИ», ФГБНУ
«ИРЗАР», ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.
18
получия семьи. Планирование и распределение семейного бюджета, предупреждение
возможных рисков — важные навыки для обеспечения психологического благополучия
семьи, поддержания здорового образа жизни.
Вариативный компонент (3 ч.)
Раздел 5. «Поддержка семьи в российском обществе» (4 ч.)2
5.1. Семейная
политика
Российской
Федерации
и
меры
государственной поддержки семьи (1 ч.)
Дети и защита семьи — приоритет государственной политики России. Меры
поддержки молодых семей и семей с детьми в Российской Федерации. Владение навыками
пользования государственными и социальными услугами — элемент правовой культуры
семьи. Социальные и психологические службы, общественные и религиозные организации
— ресурс помощи и сопровождения семьи.
5.2.
Правовые аспекты семейной жизни: права и обязанности членов семьи (1
ч.)
Семейное право и семейное законодательство. Семейный кодекс — основа определения
правового статуса семьи и ее членов. Права, обязанности и законные интересы членов
семьи. Принципы взаимодействия членов семьи при осуществлении своих прав и
исполнении обязанностей. Правовая грамотность и ее значение в жизни современной
семьи.
Вариативный компонент (2 ч.)
2
Содержание раздела разработано при участии ведущих специалистов ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России.
19
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
№
п/п
Наименование
разделов и
тем курса
Колво
часов
Программное содержание
Форма работы / характеристика деятельности
обучающихся
Раздел 1. «Готовность к созданию семьи» (3 ч.)
1.1 Личность. Быть
или казаться
1.2 Эта труд- ная
работа
взросления
1
1
Индивид, индивидуальность, личность.
Характеристики и качества личности.
Самоидентификация, самопознание,
самовыражение
и самосовершенствование личности.
Свобода и ответственность личности.
Личность и «личина».
Пути и способы самовыражения.
Моральный выбор и его влияние на
дальнейшую жизнь
Чтение и обсуждение стихотворения Е. Евтушенко
«Людей неинтересных в мире нет…».
Период юности — последнее время
детства и первый возраст взрослости.
Социально-коммуникативные
и психофизиологические особенности
юношеского возраста. Кризис юности и
условия его преодоления. Взросление и
самоопределение, планирование
будущего. Планирование будущей
семейной жизни как одна из
составляющих процесса взросления и
самоопределения личности
Просмотр и обсуждение фрагментов из х/ф
«Мама» и/или «Курьер».
20
Выполнение практического рефлексивного задания.
Работа с цитатами, беседа.
Просмотр короткометражного фильма «Фальшивка»,
обсуждение.
Чтение и обсуждение стихотворения Ю. Левитанского
«Каждый выбирает для себя…».
Чтение и обсуждение притчи. Заключительная беседа
Работа в группах: анализ таблицы «Возрастная
периодизация по Д. Б. Эльконину».
Прослушивание и обсуждение аудиозаписи — В.
Высоцкий «Песня о возрасте».
Просмотр и обсуждение видеоролика «Выбор». Беседа
о планировании будущей семейной жизни.
Работа с иллюстративным материалом. Заключительная беседа
1.3 Мужественность и женственность
1
Историко-культурные истоки понятий
мужественности и женственности.
Качества, определяющие
мужественность и женственность.
Гражданско-правовое равноправие
полов как конституционная норма и
основополагающий принцип семейного
права. Черты и качества будущего
спутника жизни
Работа с иллюстративным материалом, беседа. Работа с
понятиями «мужественность»
и «женственность».
Работа в группах: составление перечня качеств,
определяющих мужественность и женственность.
Работа с фрагментами литературных произведений,
иллюстрирующих
понятия
мужественности
и
женственности.
Прослушивание и обсуждение видеоклипа
«Родина» (проект «Музыка вместе»).
Заключительная беседа
Раздел 2. «Ценности и традиции семьи» (6 ч.)
2.1 Семья как
традиционная
российская
ценность
1
Традиционные российские духовнонравственные ценности — основа
государства, общества и семьи.
Понятие «крепкая семья» как традиционная ценность. Ценности
человека — основа его личности.
Взаимосвязь ценностей и представлений человека о счастье. Семья как
важная составляющая человеческого
счастья
21
Беседа, работа с цитатами.
Работа с понятиями «культурный код», «ценности».
Выполнение практического задания по текстам
нормативных правовых документов.
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы «Значимые ценности».
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Доживем до
понедельника».
Чтение и обсуждение притчи.
Заключительная беседа
2.2 Что делает семью
креп- кой:
семейные
ценности
и традиции
2.3
Искусство
быть вместе
1
1
Семейные ценности и традиции —
основа сплоченной и крепкой семьи.
Традиции — способ передачи из
поколения в поколение нравственных
установок, ценностей, норм, образцов
поведения, обычаев. Старшее
поколение — хранитель семейных
традиций, семейной истории, основа
семейной общности. Семейная
история — часть общего наследия
нашего народа.
Укрепление семейных ценностей как
условие поддержания единства,
стабильности, гармонии и благополучия общества
Чтение и обсуждение рассказа победителя
Всероссийского конкурса сочинений «Россия,
устремленная в будущее».
Этика и культура семейного общения.
Условия и правила конструктивного
общения. Общие ценности как основа
взаимопонимания.
Умение слышать и слушать, принимать позицию другого и идти на
компромиссы — основа крепких
отношений в семье. Способы
демонстрации любви и взаимопонимания в семье
Чтение и обсуждение притчи.
Работа с понятиями «традиции», «семейные традиции».
Работа с текстом о семейных традициях, обсуждение
новеллы О. Генри «Дары волхвов», заполнение таблицы.
Обсуждение результатов исследования традиций
семейного воспитания ФГБНУ «ИИДСВ».
Работа в парах/мини-группах: «проектирование»
традиций воображаемой будущей семьи
Беседа о нормах и правилах поведения и общения в
семье.
Выполнение практического задания: составление
памятки «Как правильно общаться в семье».
Работа в группах: обсуждение способов выражения
любви, составление мини-текста о способах выражения
любви в семье.
Работа с цитатами.
Заключительная беседа
22
2.4 Уклад семьи
2.5
Вариативный
компонент3
1
Семейный уклад — фундамент
семейной жизни. Ценности, традиции,
отношения — составляющие
семейного уклада. Общее и индивидуальное в укладе российских семей.
Традиции и новации в укладе
современной российской семьи.
Закономерности формирования уклада
семьи. Взаимосвязь куль- туры
семейного общения и семей- ного уклада
Чтение и обсуждение фрагмента романа А. С.
Пушкина «Евгений Онегин».
Работа с понятиями «уклад», «семейный уклад».
Чтение и обсуждение фрагментов из литературных
произведений (по выбору).
Анкетирование обучающихся по вопросам их
ценностного отношения к семье, обсуждение
результатов мониторинга ценностных ориентаций
современной молодежи
2
Раздел 3. «Возрасты семьи» (13 ч.)
3.1 Любовь и влюбленность.
Выбор спутника жизни
1
Любовь в жизни человека. Любовь как
стимул к самосовершенствованию.
Любовь и влюбленность.
Качества и факторы, влияющие на
выбор спутника жизни. Взаимопонимание, доверие, единство
во взглядах и ценностных установках
как основа любви
Чтение и обсуждение стихотворений Р. Рождественского, Б. Заходера.
Работа с иллюстративным материалом. Беседа по
высказыванию Л. Н. Толстого.
Работа с понятиями «любовь» и «влюбленность».
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы «Различия отношений во влюбленности и
любви».
Чтение и обсуждение стихотворений А. С. Пушкина, М.
Ю. Лермонтова.
Выполнение практического задания: составление
перечня качеств будущего избранника.
Работа с цитатами. Заключительная беседа
3
Содержание определяется образовательной организацией с учетом региональной и местной социокультурной специфики,
23
потребностей обучающихся и их семей, ресурсов социального партнерства, имеющегося опыта реализации семейноориентированных курсов
24
3.2
3.3
Романтические
отношения
Подготовка
к созданию
семьи
1
1
Этапы романтических отношений:
знакомство, первое свидание, знакомство с родителями. Личностные
качества избранника и ожидания
молодых людей друг от друга.
Особенности общения на этапе
романтических отношений. Правил
личной безопасности при знакомстве и в
начале отношений
Личностная готовность к семейной
жизни — главное условие успешности брака и стабильности будущей
семьи. Основные составляющие
подготовки к браку. Синхронизация
личных жизненных целей и установок
— ключевое условие готовности к
семейной жизни
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Вам и не
снилось».
Работа в группах: выполнение практических заданий на
темы «Знакомство», «Первое свидание»,
«Знакомство с родителями».
Составление памятки «Правила личной безопасности
при знакомствах и общении в Интернете и
соцсетях».
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Москва слезам
не верит».
Заключительная беседа
Работа с понятием «готовность к вступлению в
брак».
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы (знания, умения, навыки, необходимые для
вступления в брак).
Работа в группах: анализ классификации видов
готовности к браку и оценка собственного уровня
готовности к браку.
Выполнение практического задания: проектирование
способов повышения собственного уровня готовности к
браку.
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Большая
перемена».
Заключительная беседа
25
3.4
3.5
3.6
Свадьба.
Становление
семьи
Первые годы
в браке
Мотивы
рождения
детей
1
1
1
Заключение брака — изменение
социального статуса человека
и рождение новой семьи. Подача
заявления и регистрация брака.
Свадьба как знаковое событие
в жизни человека. Брак как основное
условие создания семьи.
Единые цели и ценности, доверие
супругов — основа устойчивых
отношений в молодой семье
Первые годы брака — формирование
системы отношений между супругами,
уклада новой семьи.
Причины разногласий в молодой
семье. Совместное ведение
домашнего хозяйства и семейного
бюджета, организация совместного
досуга — важные аспекты становления семьи. Взаимоуважение
и взаимопонимание — условие
конструктивного решения затруднительных ситуаций
Любовь к детям как неотъемлемое
свойство человеческой природы.
Мотивы рождения детей и их влияние на
будущее семьи. Статус родителя и
подготовка к нему.
Ответственное родительство
26
Работа с иллюстративным материалом. Беседа.
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Лед-2».
Выполнение практического задания: анализ фрагментов нормативных документов.
Обсуждение результатов мониторинга ценностных
ориентаций молодежи.
Чтение и обсуждение фрагмента из романа Л. Н.
Толстого «Анна Каренина».
Работа с цитатами. Заключительная беседа
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «ИванЦаревич и Серый Волк».
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф «Одинким
предоставляется общежитие» и «По семейным
обстоятельствам»
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы «Обязанности супругов в семье»,
обсуждение.
Анализ и решение кейсов.
Выполнение практического задания: формулирование
правил совместной жизни для молодоженов
Работа с иллюстративным материалом и цитатами.
Обсуждение результатов мониторинга ценностных
ориентаций молодежи.
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф «Усатый
нянь», «Что у Сеньки было».
Работа со справочной информацией, беседа о
родительской ответственности.
Работа с цитатами. Заключительная беседа
3.7 Рождение
ребенка.
Родительство
1
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
Изменения в жизни семьи, связанные с
появлением ребенка. Освоение
«По семейным обстоятельствам». Работа с
родительских ролей. Установки и
понятием «родительство».
ожидания будущих родителей.
Выполнение практического задания «Введение в
Способы преодоления проблем
понятие «родительство»».
и разногласий, связанных с рожде- нием
Выполнение практического задания: составление
ребенка
характеристики «идеального» родителя, беседа.
Работа в группах: заполнение таблицы «Изменения в
семье и трудности, связанные с рождением ребенка».
Работа с цитатами. Заключительная беседа
3.8
Родительская
любовь. Воспитание детей
1
Принятие, поддержка, уважение, доверие
как составляющие родительской любви.
Забота о детях, их воспитание — право и
обязанность родителей. Соблюдение
баланса
в воспитании. Эмоциональная связь с
ребенком — важное слагаемое
родительства
Чтение и обсуждение стихотворения А. Вертинского
«Доченьки».
Работа с понятием «родительская любовь». Чтение
фрагментов из повестей Л. Н. Толстого
«Детство» и Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», беседа.
Просмотр и обсуждение видеофрагмента «Безжизненное лицо».
Работа с цитатами о родительской любви и воспитании детей.
Просмотр фрагмента х/ф «Хороший мальчик», беседа.
Анализ и решение кейсов.
Заключительная беседа
27
3.9
Родители
и дети. Взаимоотношения
поколений
1
Связь поколений — условие сохранения традиций и ценностей семьи.
Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка. Забота о старших
родственниках. Уважение, доверие,
забота — основа отношения детей к
родителям
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«Чебурашка».
Прослушивание и обсуждение песни И. Саруханова
«Дорогие мои старики».
Обсуждение результатов исследования традиций
семейного воспитания ФГБНУ «ИИДСВ».
Чтение и обсуждение притчи Л. Н. Толстого «Старый
дед и внучек», беседа.
Выполнение практического задания «Слова
благодарности».
Просмотр и обсуждение социальной рекламы.
Заключительная беседа
3.10
Конфликты в
семье
и способы их
преодоления
1
Семейный конфликт как противоречие потребностей, интересов,
ценностных установок супругов.
Наиболее частые причины семейных
конфликтов. Условия и способы
конструктивного разрешения семейных
конфликтов. Влияние конфликтов на
семью
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«По семейным обстоятельствам». Работа с
понятием «конфликт».
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф «Вам и не
снилось», «Однажды двадцать лет спустя».
Выполнение практического задания: анализ типологии конфликтов, заполнение таблицы.
Выполнение практических заданий на основе техники
«Я-высказывание».
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы «Конструктивное и неконструктивное
поведение в конфликтной ситуации».
Выполнение практического задания
«Комплимент».
Чтение и обсуждение притчи. Заключительная беседа
28
3.11 Преодоление
семейных
кризисов
1
Семейные кризисы как этапы развития
семьи. Причины возникновения
семейных кризисов. Нормативные
и ненормативные семейные кризисы. Способы и условия преодоления кризисов. Родители и дети в
ситуации семейных кризисов
Беседа. Работа с понятиями «кризис», «семейный
кризис».
Работа со справочной информацией (типология
семейных кризисов), обсуждение.
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы, сопоставление понятий «конфликт»
и «кризис».
Работа в группах: проектирование советов по
преодолению семейных кризисов.
Заключительная беседа, работа с незаконченными
предложениями
3.12 Вариативный
компонент
2
Раздел 4. «Благополучие и здоровье семьи» (8 ч.)
4.1 Здоровый
образ жизни
семьи
1
Здоровье человека как фактор
личностного и профессионального
успеха. Здоровый образ жизни как
фундамент благополучия семьи.
Забота о своем здоровье в юности —
профилактика возможных семейных
проблем. Составляющие здорового
образа жизни
Обсуждение результатов мониторинга ценностных
ориентаций молодежи.
Просмотр и обсуждение м/ф «Ваше здоровье». Беседа о
здоровом образе жизни.
Выполнение практического задания: заполнение
кластера «Здоровый образ жизни».
Работа в группах: ознакомление с рекомендациями по
здоровому образу жизни.
Заключительная беседа
29
4.2
Полезные и
вредные
привычки
1
Влияние вредных привычек
на благополучие семьи. Полезные
привычки, их влияние на жизнедеятельность и взаимосвязь со здоровым
образом жизни. Формирование
привычек. Уклад семьи, основанный на
здоровом образе жизни
Обсуждение результатов мониторинга ценностных
ориентаций молодежи.
Работа с цитатами, понятием «привычка».
Беседа о формировании полезных и вредных привычек.
Просмотри и обсуждение фрагмента х/ф «Хороший
мальчик».
Работа в группах: проектирование семейных традиций, способствующих формированию здоровых
привычек.
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «Иван Царевич
и табакерка».
Чтение и обсуждение фрагментов литературных
произведений. Заключительная беседа
4.3
Основы репродуктивного
здоровья
1
Репродуктивное здоровье и его
взаимосвязь со здоровым образом
жизни. Знание и понимание угроз
репродуктивному здоровью —
первый шаг к осознанному
родительству. Источники получения
знаний о репродуктивном здоровье и
современные возможности его
диагностики и поддержания
30
Чтение и обсуждение притчи.
Работа с понятием «репродуктивное здоровье».
Работа в группах: определение факторов, влияющих на
репродуктивное здоровье; формулирование правил
сохранения репродуктивного здоровья.
Работа с фрагментом научно-популярного текста,
обсуждение.
Заключительная беседа
4.4
Психологическое здоровье
семьи
1
Психологическое здоровье, условия
его сохранения: способность
адаптироваться к изменяющимся
условиям, противостоять стрессовым
ситуациям, развитая рефлексия,
позитивное мышление, саморазвитие.
Сохранение семейных ценностей,
гармоничные семейные отношения как
фактор обеспечения психологической
устойчивости семьи
Вводная беседа. Работа с иллюстративным материалом,
определением понятий «стресс»,
«психологическое здоровье», со справочной
информацией.
Работа в группах: определение и обсуждение критериев
психологического здоровья семьи.
Беседа о влиянии стресса на семью, работа со
схемой «Стадии развития стресса».
Работа в группах: ознакомление с различными
способами саморегуляции.
Выполнение практического задания «Памятка
поддержания психологического здоровья семьи».
Заключительная беседа, работа с незаконченными
предложениями
4.5
4.6
Экономиче- ское
благопо- лучие
семьи
Вариативный
компонент
1
Экономика семьи — важная
составляющая семейной жизни.
Финансовая грамотность — залог
финансовой стабильности и благополучия семьи. Планирование и
распределение семейного бюджета, предупреждение возможных
рисков — важные навыки для
обеспечения психологического
благополучия семьи, поддержания
здорового образа жизни
3
31
Просмотр и обсуждение учебного фильма
«Управление деньгами».
Беседа о семейном бюджете и финансовой грамотности.
Выполнение практического задания: анализ семейного
бюджета.
Беседа о финансовых рисках. Составление памятки
«Предупреждение финансовых рисков».
Заключительная беседа
Раздел 5. «Поддержка семьи в российском обществе» (4 ч.)
5.1 Семейная
политика
Российской
Федерации и
меры государственной
поддержки
семьи
1
Дети и защита семьи — приоритет
государственной политики России.
Меры поддержки молодых семей и
семей с детьми в Российской
Федерации. Владение навыками
пользования государственными
и социальными услугами — элемент
правовой культуры семьи. Социальные и психологические службы,
общественные и религиозные организации — ресурс помощи и сопровождения семьи
Работа с цитатами.
Анализ нормативных документов.
Беседа о мерах соцподдержки семьи со стороны
государства.
Выполнение практического задания: работа
с порталом «Госуслуги» и официальным сайтом
ФСС, изучение существующих мер социальной
поддержки.
Выполнение практических заданий: работа с
материалами о мерах поддержки молодых семей.
Работа с цитатами.
Заключительная беседа
5.2
Правовые
аспекты
семейной
жизни: права и
обязанности
членов семьи
1
Вариативный
компонент
2
Общее количество
часов по программе
34
5.4
Семейное право и семейное
законодательство. Семейный кодекс —
основа определения правового статуса
семьи и ее членов. Права, обязанности
и законные интересы членов семьи.
Принципы взаимодействия членов
семьи при осуществлении своих прав и
испол- нении обязанностей. Правовая
грамотность и ее значение в жизни
современной семьи
32
Работа в группах: составление таблицы «Права и
обязанности членов семьи».
Выполнение практических заданий: работа с тек- стом
«Семейное право. Права и обязанности супругов и
других членов семьи».
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «Три богатыря
и Шамаханская царица».
Беседа о возможности оформления супругами брачного
договора.
Заключительная беседа