Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа вежливых и воспитанных" 1-4 класс 2025-2026 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ СОШ №1

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол № ___8__
от « 25 » августа 2025 г.

УТВЕРЖАЮ
и.о. директора МАОУ СОШ №1
___________ Н.А. Феофанова
Приказ № 130/1 ОД
от « 29 » августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Школа вежливых и воспитанных»
для 1 - 4 классов начального общего образования
2025 – 2026 учебный год

г. Сысерть, 2025 год

1. Пояснительная записка
В основу программы

внеурочной

деятельности

«Школа вежливых и воспитанных учеников » положены
Федерального государственного образовательного
образования

и

концепции

общекультурного
идеи

стандарта

направления

и положения
начального

общего

духовно- нравственного развития, и

воспитания личности гражданина России. Настоящая программа создает условия для
социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации
личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Актуальность: курс внеурочной деятельности «Школа вежливых и воспитанных
учеников » разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и этического
сознания, гражданственности и уважения к обязанностям человека, обучения учащихся
музыкальной грамоте и ценностного отношения к прекрасному, создает условия для
социального,

духовного,

культурного

самоопределения,

творческой

самореализации

личности ребёнка и представлен в программе следующими содержательными линиями:


Искусство хороших манер



Правила этикета



Путешествие в страну Добра и Красоты



Путешествие в мир Музыки



Жил-был художник



В мире поэзии

Рабочая программа «Школа вежливых и воспитанных учеников » предусматривает
чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков
коллективной творческой деятельности.
Цели программы:


содействовать формированию гуманной, нравственной личности с развитой эстетикоэмоциональной сферой, и её адаптацией к условиям социальной среды;



дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных
видов искусства.

Задачи:


сформировать у учащихся начальных классов умение ориентироваться в новой
социальной среде;



сформировать коммуникативную культуру, умение общаться и сотрудничать;



развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности;



развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том
или ином виде искусства;



научить приёмам исполнительского мастерства;



научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;



воспитать духовно–нравственные качества личности.
Сроки реализации программы «Школа вежливых и воспитанных учеников ».
Программа «Школа вежливых и воспитанных учеников » разработана для 1 — 4 класса
начальной школы.

На изучение предмета отводится в 1-4 классах 1 час в неделю, всего на курс — 135 ч.
Формы организации творческого коллектива могут быть разными: работа по
группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для
общего результата. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить
и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе
товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и
уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой
темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого,
сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию основных задач:


формирование первоначальных представлений об элементарных правилах поведения в
обществе, основ культуры речи, общения, этикета;



развитие коммуникативных умений;



развитие нравственных и эстетических чувств;



развитие способностей к творческой деятельности.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
 приобретение учащимися социального опыта;


формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;



приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение

основных целей изучения предмета:


формирование у младших школьников первоначальных представлений об элементарных
правилах поведения в обществе, этикета;



формирование основ и навыков культуры речи во всех её проявлениях;



воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к произведениям
культуры;



пробуждение познавательного интереса к ценностям мировой культуры.
Курс внеурочной программы «Школа вежливых и воспитанных учеников » начинается с

истории возникновения этикета (западный, восточный этикет, традиции воспитания в России).
Охватывает элементарные правила общения людей и их традиции. Правила этикета являются
введением в систему правил поведения в общественных местах.
Раздел «Путешествие в мир музыки» предполагает знакомство с музыкальной грамотой и
историей музыкальных инструментов, далее охватывая изучение знаменитых произведений
культуры и искусства, а также посещение концертов детских музыкальных школ.
Раздел «Жил-был художник». Учащиеся получат начальное представление об основах
живописи, биографии художников, представления об эстетических и художественных
ценностях

отечественной

культуры;

получат

первоначальный

опыт

эмоционального

постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России
Раздел «В мире поэзии» посвященный воспитанию у младших школьников любви к

книгам, формирование первоначальных умений видеть красоту в окружающем мире через
художественную литературу; посещение библиотеки.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних
и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать
степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений, обеспечивает постепенное
возрастание сложности материала и организует комплексное изучение теории и навыков.
Предполагаемые результаты программы
«Прекрасное рядом»
Первый уровень (1класс): предполагает приобретение первоклассниками новых
социальных знаний об устройстве общества и правил поведения в нем. Знакомство с мировой
художественной культурой. Результат проявляется в понимании учащимися элементарных
правил поведения, общения людей.
Второй уровень (2-3 класс): предполагает позитивное отношение детей к базовым
ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в
формировании основ правил поведения, живописи, музыки, поэзии, а также систематизации
информации и оформлении работ.
Третий уровень (4 класс): получение обучающимися начального опыта самостоятельного
общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых
моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно
становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем,
свободным и культурным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных
субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (в
форме концертов, выставок и т.д.)
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых
эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:


формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных
ценностей;



развитие нравственного самосознания;



укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения
к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

Ценностные ориентиры содержания предмета.


Приоритетная цель эстетического воспитания в школе - духовно-нравственное

развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной
человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.


Культуро-созидающая

роль

программы

состоит

также

в

воспитании

гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины,
а потом знакомиться с искусством других народов.


В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой

культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей
планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.


Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в

жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой
стержень курса.


Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе

взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного
опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения
детьми

программного

материала.

Стремление

к

выражению

своего

отношения

к

действительности должно служить источником развития образного мышления.


Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру

человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это
является залогом развития способности сопереживания.


Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена

через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного
творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно
значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит
развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.


Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами.

Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только
через собственное переживание — проживание художественного образа в форме
художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка,
средств

художественной

выразительности.

Развитая

способность

к

эмоциональному

уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства:

его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой
основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и
эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные
Результаты освоения предмета
В результате изучения курса «Школа вежливых и воспитанных учеников» в начальной
школе должны быть достигнуты результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по
программе «В мире прекрасного»:


чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;



уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира

в целом;


понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного

человека;


сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,

наблюдательности и фантазии;


сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с

искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;


овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой

работы в команде одноклассников под руководством учителя;


умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить

свою часть работы с общим замыслом;


умение

обсуждать

и

анализировать

собственную

деятельность

и

работу

одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств
его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень


сформированности

универсальных

способностей

познавательной и практической творческой деятельности:

учащихся,

проявляющихся

в



овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением

сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;


овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения

коллективной творческой работы;


использование средств информационных технологий для решения различных учебно-

творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение

творческих

проектов

отдельных

упражнений

по

живописи,

графике,

моделированию и т.д.;


умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с

поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;


умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение

организовать место занятий;


осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более

высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-эстетической
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения предмета:


знание элементарных правил поведения, культуры общения, этикета;



знание видов художественной деятельности;



эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;



применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;



способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;



умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;



усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев
своего региона;



умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни:
в доме, на улице, в театре, на празднике;



умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и
богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека;



применение основ музыкальной грамоты, умений и знаний.

1 класс (1 час в неделю)
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При
обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее
удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве
процессом обсуждения проводится защита творческих проектов.
2 класс (1 час в неделю)
При организации защиты проектов педагог активизирует общение детей, чтобы они могли
воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
3 класс (1 час в неделю)
Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых
результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников.
Кроме этого, школьники могут высказывать и критические замечания о творческих проектах,
связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятиях. Таким образом,
происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
4 класс (1 час в неделю)
Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития,
как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов
творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из
сверстников достиг наилучших

Предполагаемые результаты:
 внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
 улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном
пространстве;
 укрепление здоровья воспитанников;
 развитие творческой активности каждого ребёнка;
 укрепление связи между семьёй и школой.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (33 часа)
Раздел 1. «История хороших манер» (4 часа)
Возникновение этикета и культура поведения. Афиняне и расцвет греческой культуры. Рыцарь в
средневековой Франции. Джентльмен в Англии.
Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов)
Внешний вид ученика школы. Правила поведения в школе. Правила поведения за столом. Правила
поведения у врача. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в семье. Правила
поведения в музее, театре и на концерте.
Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9 часов).
Путешествие с волшебными словами. Друзья Мойдодыра. Приключения королевы Чистоты и ее
друзей. Дружба. Верность. Рыцари и Дамы. Доброта. Ложь. Аккуратность.
Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа)
Звуки в музыке и звукоряд. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством
западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.
Раздел 5. «Жил – был художник» (4 часа)
Родина на полотне (конкурс рисунков). Природа в живописи. Как прекрасен этот мир – посмотри!
Раздел 6. «В мире поэзии» (3 часа)
Раз – загадка, два…Поэзия колыбельной песни. В книжном царстве-государстве.

2 класс (34 часа)
Раздел 1. «История хороших манер» (5 часов)
Возникновение этикета. Культура поведения. Афиняне и расцвет греческой культуры. Рыцарь в
средневековой Франции. Джентльмен в Англии.
Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов).
Внешний вид ученика школы и правила поведения в школе. Правила поведения за столом. Правила
поведения у врача. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в семье. Правила
поведения в музее, театре и на концерте.
Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9 часов)
Путешествие с волшебными словами. Друзья Мойдодыра. Приключения королевы Чистоты и ее
друзей. Дружба. Верность. Рыцари и Дамы. Заботливость. Ложь. Любопытство.
Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа)

Три кита в музыке. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством
западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.
Раздел 5. «Жил – был художник» (3 часа)
Природа в живописи. Как прекрасен этот мир – посмотри!
Раздел 6. «В мире поэзии» (4 часа)
Сказка в пословицах. Народные сказки. В книжном царстве-государстве.

3 класс (34 часа)
Раздел 1. «История хороших манер» (5 часов)
Культура поведения и этикет. Традиции воспитания в России. Традиции воспитания во Франции и
Англии. Чайные церемонии. Отношение в семье.
Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов)
Элементарные правила общения людей. Правила поведения в общественных местах. Правила
поведения в музее, театре и на концерте. Рыцарский турнир (занятие-конкурс)
Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9 часов)
Приключение со словом «здравствуй». Тайна «золотого» правила. Имя и прозвище. Рыцари и Дамы.
В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты. Взаимопомощь. Гордость. Заботливость. Ложь.
Любопытство.
Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа)
Музыка в нашей жизни. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством
западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.
Раздел 5. «Жил – был художник» (3 часа)
Родина на полотне. Природа в живописи (конкурс рисунков). Как прекрасен этот мир – посмотри!
Раздел 6. «В мире поэзии» (4 часа)
Родные поэты. В книжном царстве-государстве.

4 класс (34 часа)
Раздел 1. «История хороших манер» (5 часов)
Возникновение этикета и культура поведения. Западный этикет. Восточный этикет. Как этикет
попал в Россию. Приглашение на обед в 19 веке.
Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов)

Элементарные правила общения людей. Правила поведения в общественных местах. Правила
поведения в музее, театре и на концерте. Рыцарский турнир (занятие-конкурс)
Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9 часов)
Путешествие с «волшебными словами». Тайна «золотого» правила. Что означают наши имена.
Рыцари и Дамы. В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты. Взаимопомощь. Бережливость.
Заботливость. Ложь.
Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа)
Музыка в нашей жизни и звуки, которые нас окружают. В гостях у музыкальных инструментов.
Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.
Раздел 5. «Жил – был художник» (4 часа)
Родина на полотне. Природа в живописи (конкурс рисунков). Как прекрасен этот мир – посмотри!
Раздел 6. «В мире поэзии» (3 часа)
Звучный мир поэзии. В книжном царстве-государстве. Экскурсия.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Наименование разделов

Всего

Характеристика

часов

деятельности
обучающихся

1 год обучения
1

История хороших манер.

4

2

Правила этикета.

9

3

Путешествие в страну Доброты

9

и Красоты.
4

Путешествие в мир музыки.

4

5

Жил-был художник.

4

6

В мире поэзии.

3

Итого

-формирование эстетических идеалов,
чувства прекрасного; умение видеть
красоту природы, труда и творчества;
-интерес к чтению, произведениям
искусства, детским спектаклям, концертам,
выставкам, музыке;
-интерес к занятиям художественным
творчеством;
-стремление к опрятному внешнему
виду;
-отрицательное
отношение
к
некрасивым поступкам и неряшливости.
-воспринимать и выражать своё
отношение к шедеврам изобразительного
искусства;

33 ч
2 год обучения

1

История хороших манер.

5

2

Правила этикета.

9

3

Путешествие в страну Доброты

9

и Красоты.
4

Путешествие в мир музыки.

4

5

Жил-был художник.

3

6

В мире поэзии.

4

Итого:

Формирование эстетических идеалов,
чувства прекрасного; умение видеть
красоту природы, труда и творчества;
-интерес к чтению, произведениям
искусства, детским спектаклям, концертам,
выставкам, музыке;
-интерес к занятиям художественным
творчеством;
-стремление к опрятному внешнему
виду;
-отрицательное
отношение
к
некрасивым поступкам и неряшливости.
Выбирать характер линии для создания
эмоциональных образов в рисунке.

34 ч
3 год обучения

1

История хороших манер.

5

2

Правила этикета.

9

Выполнение творческих заданий и
проектов;
-формирование эстетических идеалов,
чувства прекрасного; умение видеть
красоту природы, труда и творчества;
-интерес к чтению, произведениям

3

Путешествие в страну Доброты

9

и Красоты.
4

Путешествие в мир музыки.

4

5

Жил-был художник.

3

6

В мире поэзии.

4

Итого:

искусства, детским спектаклям, концертам,
выставкам, музыке;
-интерес к занятиям художественным
творчеством;
-стремление к опрятному внешнему
виду;
-отрицательное
отношение
к
некрасивым поступкам и неряшливости.
Наблюдать и передавать в собственной
художественно-творческой деятельности
разнообразие и красоту природных форм.

34 ч
4 год обучения

1

История хороших манер.

5

2

Правила этикета.

9

3

Путешествие в страну Доброты

9

и Красоты.
4

Путешествие в мир музыки.

4

5

Жил-был художник.

4

6

В мире поэзии.

3

Итого:

34 ч

Участвовать
в
обсуждении
выразительных средств изобразительного
искусства. ·формирование эстетических
идеалов, чувства прекрасного; умение
видеть красоту природы, труда и
творчества;
-интерес к чтению, произведениям
искусства, детским спектаклям, концертам,
выставкам, музыке;
-интерес к занятиям художественным
творчеством;
-стремление к опрятному внешнему
виду;
-отрицательное
отношение
к
некрасивым поступкам и неряшливости.
Различать виды искусства.
Разрабатывать творческие проекты.

Учебно-методическая литература.

















Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие
для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Богуславская М.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. – Екатеринбург: Арго, 1997. – 192 с.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа – пресс,1996–336 с.
Корчинова О.В. Детский этикет ( серия «Мир вашего ребёнка»). – Ростов н\Д: Феникс, 2002
– 192 с.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /
[В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
Прозорова А.Н. В некотором царстве, в музыкальном государстве. – Изд. 2-е. – М: Криптологос, 1998. – 88с.
Суняйкина Т.В. «В мире доброты и красоты», Краснодар 2005.
Энциклопедия живописи. – М.: АСТ, 1997. – 799 с., ил.
Энциклопедия хорошего тона. – М.: Аркадия, 1997. – 368 с.
Этикет для маленьких леди и джентельменов.Ю.А.Матюхина, Н.С.Попова .Ростов-наДону,Феникс, 2009г.
Статьи:
Архипова Е. Конспекты музкально-тематических занятий // Дошкольное воспитание – 1996.
- №5
Белокурова Г. В царстве вежливых наук // – 2003. - №2 - с. 71-78
Елизарова Е. и др. Путешествие в страну этикета// Дошкольное воспитание. 1999. – 311. – с.
58
Шемшурина А.И. Этический урок, как средство воспитания // Я вхожу в мир искусств. –
2000 - №12. – с. 6 -21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».