МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ СОШ №1
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол № ___8__
от « 25 » августа 2025 г.
УТВЕРЖАЮ
и.о. директора МАОУ СОШ №1
___________ Н.А. Феофанова
Приказ № 130/1 ОД
от « 29 » августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Школа вежливых и воспитанных»
для 1 - 4 классов начального общего образования
2025 – 2026 учебный год
г. Сысерть, 2025 год
1. Пояснительная записка
В основу программы
внеурочной
деятельности
«Школа вежливых и воспитанных учеников » положены
Федерального государственного образовательного
образования
и
концепции
общекультурного
идеи
стандарта
направления
и положения
начального
общего
духовно- нравственного развития, и
воспитания личности гражданина России. Настоящая программа создает условия для
социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации
личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Актуальность: курс внеурочной деятельности «Школа вежливых и воспитанных
учеников » разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и этического
сознания, гражданственности и уважения к обязанностям человека, обучения учащихся
музыкальной грамоте и ценностного отношения к прекрасному, создает условия для
социального,
духовного,
культурного
самоопределения,
творческой
самореализации
личности ребёнка и представлен в программе следующими содержательными линиями:
Искусство хороших манер
Правила этикета
Путешествие в страну Добра и Красоты
Путешествие в мир Музыки
Жил-был художник
В мире поэзии
Рабочая программа «Школа вежливых и воспитанных учеников » предусматривает
чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков
коллективной творческой деятельности.
Цели программы:
содействовать формированию гуманной, нравственной личности с развитой эстетикоэмоциональной сферой, и её адаптацией к условиям социальной среды;
дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных
видов искусства.
Задачи:
сформировать у учащихся начальных классов умение ориентироваться в новой
социальной среде;
сформировать коммуникативную культуру, умение общаться и сотрудничать;
развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности;
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том
или ином виде искусства;
научить приёмам исполнительского мастерства;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
воспитать духовно–нравственные качества личности.
Сроки реализации программы «Школа вежливых и воспитанных учеников ».
Программа «Школа вежливых и воспитанных учеников » разработана для 1 — 4 класса
начальной школы.
На изучение предмета отводится в 1-4 классах 1 час в неделю, всего на курс — 135 ч.
Формы организации творческого коллектива могут быть разными: работа по
группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для
общего результата. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить
и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе
товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и
уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой
темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого,
сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию основных задач:
формирование первоначальных представлений об элементарных правилах поведения в
обществе, основ культуры речи, общения, этикета;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение
основных целей изучения предмета:
формирование у младших школьников первоначальных представлений об элементарных
правилах поведения в обществе, этикета;
формирование основ и навыков культуры речи во всех её проявлениях;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к произведениям
культуры;
пробуждение познавательного интереса к ценностям мировой культуры.
Курс внеурочной программы «Школа вежливых и воспитанных учеников » начинается с
истории возникновения этикета (западный, восточный этикет, традиции воспитания в России).
Охватывает элементарные правила общения людей и их традиции. Правила этикета являются
введением в систему правил поведения в общественных местах.
Раздел «Путешествие в мир музыки» предполагает знакомство с музыкальной грамотой и
историей музыкальных инструментов, далее охватывая изучение знаменитых произведений
культуры и искусства, а также посещение концертов детских музыкальных школ.
Раздел «Жил-был художник». Учащиеся получат начальное представление об основах
живописи, биографии художников, представления об эстетических и художественных
ценностях
отечественной
культуры;
получат
первоначальный
опыт
эмоционального
постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России
Раздел «В мире поэзии» посвященный воспитанию у младших школьников любви к
книгам, формирование первоначальных умений видеть красоту в окружающем мире через
художественную литературу; посещение библиотеки.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних
и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать
степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений, обеспечивает постепенное
возрастание сложности материала и организует комплексное изучение теории и навыков.
Предполагаемые результаты программы
«Прекрасное рядом»
Первый уровень (1класс): предполагает приобретение первоклассниками новых
социальных знаний об устройстве общества и правил поведения в нем. Знакомство с мировой
художественной культурой. Результат проявляется в понимании учащимися элементарных
правил поведения, общения людей.
Второй уровень (2-3 класс): предполагает позитивное отношение детей к базовым
ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в
формировании основ правил поведения, живописи, музыки, поэзии, а также систематизации
информации и оформлении работ.
Третий уровень (4 класс): получение обучающимися начального опыта самостоятельного
общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых
моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно
становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем,
свободным и культурным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных
субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (в
форме концертов, выставок и т.д.)
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых
эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных
ценностей;
развитие нравственного самосознания;
укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения
к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Ценностные ориентиры содержания предмета.
Приоритетная цель эстетического воспитания в школе - духовно-нравственное
развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной
человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуро-созидающая
роль
программы
состоит
также
в
воспитании
гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины,
а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей
планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в
жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой
стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного
опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения
детьми
программного
материала.
Стремление
к
выражению
своего
отношения
к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру
человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это
является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена
через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного
творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно
значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит
развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами.
Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только
через собственное переживание — проживание художественного образа в форме
художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка,
средств
художественной
выразительности.
Развитая
способность
к
эмоциональному
уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства:
его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой
основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и
эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные
Результаты освоения предмета
В результате изучения курса «Школа вежливых и воспитанных учеников» в начальной
школе должны быть достигнуты результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по
программе «В мире прекрасного»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира
в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
умение
обсуждать
и
анализировать
собственную
деятельность
и
работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств
его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности
универсальных
способностей
познавательной и практической творческой деятельности:
учащихся,
проявляющихся
в
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-
творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение
творческих
проектов
отдельных
упражнений
по
живописи,
графике,
моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-эстетической
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения предмета:
знание элементарных правил поведения, культуры общения, этикета;
знание видов художественной деятельности;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев
своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни:
в доме, на улице, в театре, на празднике;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и
богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека;
применение основ музыкальной грамоты, умений и знаний.
1 класс (1 час в неделю)
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При
обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее
удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве
процессом обсуждения проводится защита творческих проектов.
2 класс (1 час в неделю)
При организации защиты проектов педагог активизирует общение детей, чтобы они могли
воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
3 класс (1 час в неделю)
Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых
результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников.
Кроме этого, школьники могут высказывать и критические замечания о творческих проектах,
связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятиях. Таким образом,
происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
4 класс (1 час в неделю)
Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития,
как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов
творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из
сверстников достиг наилучших
Предполагаемые результаты:
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном
пространстве;
укрепление здоровья воспитанников;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
укрепление связи между семьёй и школой.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (33 часа)
Раздел 1. «История хороших манер» (4 часа)
Возникновение этикета и культура поведения. Афиняне и расцвет греческой культуры. Рыцарь в
средневековой Франции. Джентльмен в Англии.
Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов)
Внешний вид ученика школы. Правила поведения в школе. Правила поведения за столом. Правила
поведения у врача. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в семье. Правила
поведения в музее, театре и на концерте.
Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9 часов).
Путешествие с волшебными словами. Друзья Мойдодыра. Приключения королевы Чистоты и ее
друзей. Дружба. Верность. Рыцари и Дамы. Доброта. Ложь. Аккуратность.
Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа)
Звуки в музыке и звукоряд. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством
западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.
Раздел 5. «Жил – был художник» (4 часа)
Родина на полотне (конкурс рисунков). Природа в живописи. Как прекрасен этот мир – посмотри!
Раздел 6. «В мире поэзии» (3 часа)
Раз – загадка, два…Поэзия колыбельной песни. В книжном царстве-государстве.
2 класс (34 часа)
Раздел 1. «История хороших манер» (5 часов)
Возникновение этикета. Культура поведения. Афиняне и расцвет греческой культуры. Рыцарь в
средневековой Франции. Джентльмен в Англии.
Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов).
Внешний вид ученика школы и правила поведения в школе. Правила поведения за столом. Правила
поведения у врача. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в семье. Правила
поведения в музее, театре и на концерте.
Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9 часов)
Путешествие с волшебными словами. Друзья Мойдодыра. Приключения королевы Чистоты и ее
друзей. Дружба. Верность. Рыцари и Дамы. Заботливость. Ложь. Любопытство.
Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа)
Три кита в музыке. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством
западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.
Раздел 5. «Жил – был художник» (3 часа)
Природа в живописи. Как прекрасен этот мир – посмотри!
Раздел 6. «В мире поэзии» (4 часа)
Сказка в пословицах. Народные сказки. В книжном царстве-государстве.
3 класс (34 часа)
Раздел 1. «История хороших манер» (5 часов)
Культура поведения и этикет. Традиции воспитания в России. Традиции воспитания во Франции и
Англии. Чайные церемонии. Отношение в семье.
Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов)
Элементарные правила общения людей. Правила поведения в общественных местах. Правила
поведения в музее, театре и на концерте. Рыцарский турнир (занятие-конкурс)
Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9 часов)
Приключение со словом «здравствуй». Тайна «золотого» правила. Имя и прозвище. Рыцари и Дамы.
В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты. Взаимопомощь. Гордость. Заботливость. Ложь.
Любопытство.
Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа)
Музыка в нашей жизни. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством
западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.
Раздел 5. «Жил – был художник» (3 часа)
Родина на полотне. Природа в живописи (конкурс рисунков). Как прекрасен этот мир – посмотри!
Раздел 6. «В мире поэзии» (4 часа)
Родные поэты. В книжном царстве-государстве.
4 класс (34 часа)
Раздел 1. «История хороших манер» (5 часов)
Возникновение этикета и культура поведения. Западный этикет. Восточный этикет. Как этикет
попал в Россию. Приглашение на обед в 19 веке.
Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов)
Элементарные правила общения людей. Правила поведения в общественных местах. Правила
поведения в музее, театре и на концерте. Рыцарский турнир (занятие-конкурс)
Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9 часов)
Путешествие с «волшебными словами». Тайна «золотого» правила. Что означают наши имена.
Рыцари и Дамы. В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты. Взаимопомощь. Бережливость.
Заботливость. Ложь.
Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа)
Музыка в нашей жизни и звуки, которые нас окружают. В гостях у музыкальных инструментов.
Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.
Раздел 5. «Жил – был художник» (4 часа)
Родина на полотне. Природа в живописи (конкурс рисунков). Как прекрасен этот мир – посмотри!
Раздел 6. «В мире поэзии» (3 часа)
Звучный мир поэзии. В книжном царстве-государстве. Экскурсия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование разделов
Всего
Характеристика
часов
деятельности
обучающихся
1 год обучения
1
История хороших манер.
4
2
Правила этикета.
9
3
Путешествие в страну Доброты
9
и Красоты.
4
Путешествие в мир музыки.
4
5
Жил-был художник.
4
6
В мире поэзии.
3
Итого
-формирование эстетических идеалов,
чувства прекрасного; умение видеть
красоту природы, труда и творчества;
-интерес к чтению, произведениям
искусства, детским спектаклям, концертам,
выставкам, музыке;
-интерес к занятиям художественным
творчеством;
-стремление к опрятному внешнему
виду;
-отрицательное
отношение
к
некрасивым поступкам и неряшливости.
-воспринимать и выражать своё
отношение к шедеврам изобразительного
искусства;
33 ч
2 год обучения
1
История хороших манер.
5
2
Правила этикета.
9
3
Путешествие в страну Доброты
9
и Красоты.
4
Путешествие в мир музыки.
4
5
Жил-был художник.
3
6
В мире поэзии.
4
Итого:
Формирование эстетических идеалов,
чувства прекрасного; умение видеть
красоту природы, труда и творчества;
-интерес к чтению, произведениям
искусства, детским спектаклям, концертам,
выставкам, музыке;
-интерес к занятиям художественным
творчеством;
-стремление к опрятному внешнему
виду;
-отрицательное
отношение
к
некрасивым поступкам и неряшливости.
Выбирать характер линии для создания
эмоциональных образов в рисунке.
34 ч
3 год обучения
1
История хороших манер.
5
2
Правила этикета.
9
Выполнение творческих заданий и
проектов;
-формирование эстетических идеалов,
чувства прекрасного; умение видеть
красоту природы, труда и творчества;
-интерес к чтению, произведениям
3
Путешествие в страну Доброты
9
и Красоты.
4
Путешествие в мир музыки.
4
5
Жил-был художник.
3
6
В мире поэзии.
4
Итого:
искусства, детским спектаклям, концертам,
выставкам, музыке;
-интерес к занятиям художественным
творчеством;
-стремление к опрятному внешнему
виду;
-отрицательное
отношение
к
некрасивым поступкам и неряшливости.
Наблюдать и передавать в собственной
художественно-творческой деятельности
разнообразие и красоту природных форм.
34 ч
4 год обучения
1
История хороших манер.
5
2
Правила этикета.
9
3
Путешествие в страну Доброты
9
и Красоты.
4
Путешествие в мир музыки.
4
5
Жил-был художник.
4
6
В мире поэзии.
3
Итого:
34 ч
Участвовать
в
обсуждении
выразительных средств изобразительного
искусства. ·формирование эстетических
идеалов, чувства прекрасного; умение
видеть красоту природы, труда и
творчества;
-интерес к чтению, произведениям
искусства, детским спектаклям, концертам,
выставкам, музыке;
-интерес к занятиям художественным
творчеством;
-стремление к опрятному внешнему
виду;
-отрицательное
отношение
к
некрасивым поступкам и неряшливости.
Различать виды искусства.
Разрабатывать творческие проекты.
Учебно-методическая литература.
Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие
для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Богуславская М.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. – Екатеринбург: Арго, 1997. – 192 с.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа – пресс,1996–336 с.
Корчинова О.В. Детский этикет ( серия «Мир вашего ребёнка»). – Ростов н\Д: Феникс, 2002
– 192 с.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /
[В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
Прозорова А.Н. В некотором царстве, в музыкальном государстве. – Изд. 2-е. – М: Криптологос, 1998. – 88с.
Суняйкина Т.В. «В мире доброты и красоты», Краснодар 2005.
Энциклопедия живописи. – М.: АСТ, 1997. – 799 с., ил.
Энциклопедия хорошего тона. – М.: Аркадия, 1997. – 368 с.
Этикет для маленьких леди и джентельменов.Ю.А.Матюхина, Н.С.Попова .Ростов-наДону,Феникс, 2009г.
Статьи:
Архипова Е. Конспекты музкально-тематических занятий // Дошкольное воспитание – 1996.
- №5
Белокурова Г. В царстве вежливых наук // – 2003. - №2 - с. 71-78
Елизарова Е. и др. Путешествие в страну этикета// Дошкольное воспитание. 1999. – 311. – с.
58
Шемшурина А.И. Этический урок, как средство воспитания // Я вхожу в мир искусств. –
2000 - №12. – с. 6 -21