МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЫСЕРТСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Протокол № 8
по УВР
МАОУ СОШ № 1
на заседании педсовета
От 28.08.2025 г
Заместитель директора
Тарханова А. Ф.
29.08.2025 г
И.О. директора
Феофанова Н.А.
Приказ № 130/1- ОД от
29.08.2025 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 7371746)
Комплексный анализ текста
для обучающихся 8 классов
г.Сысерть 2025 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста» рекомендована для учащихся
8 класса общеобразовательной школы. В школьной практике всё чаще используется комплексный
анализ текста, в котором наблюдения над текстовыми характеристиками сочетаются с языковым
разбором: синтаксическим, морфологическим, лексическим, фонетическим, пунктуационным,
орфографическим. Актуальность темы курса состоит в том, что компетентностный подход к обучению
русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической
компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования
языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической
направленности преподавания русского языка
Программа курса предусматривает более глубокое овладение навыками комплексного анализа
текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также подготовка учащихся
к школьной итоговой аттестации.
Она включает в себе уроки повторения и систематизации знаний из разных областей русского языка
и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста, анализу лирических миниатюр,
творческие работы и практические и контрольные работы. Итогом работы элективного курса будет
комплексный анализ текста.
Цель программы: овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой
компетентностью; тренировка зрительной памяти, орфографической зоркости при
детальном
исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся. умение делать комплексный анализ
текстов разных стилей и типов, освещение важнейших аспектов теории и практики комплексного
анализа текста
Задачи программы:
- при работе с текстом вырабатывать умение доказывать, что предложенный отрывок является
текстом, с этой целью обращать внимание на тему, композицию, лексические и грамматические связи,
опорные слова;
- анализируя содержание текста, выделять главные и второстепенные мысли, делить текст на
смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь, находить опорные слова;
- в процессе работы над текстом определять тему текста, функциональный стиль и тип речи, что
способствует формированию навыков устной монологической речи в её жанровом и стилистическом
своеобразии;
- систематически повторять фонетику, лексику, орфографию, орфоэпию, пунктуацию, стилистику,
синтаксис, которые формируют навыки грамотного письма, грамотную устную и письменную речь.
Комплексный анализ предполагает не только выработку практических навыков грамотного письма
и речевого развития, но и даёт каждому учащемуся возможность реализовывать и развивать свой
потенциал, поэтому программа рассчитана на выработку следующих основных умений:
- систематизировать имеющиеся знания, заполнить существующие «пробелы»;
- самостоятельно анализировать текст, видеть и понимать отдельные языковые явления и их место
в системе языка в целом;
- наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте и интерпретировать текст;
- редактировать свою и чужую письменную речь, качественно её изменять;
овладев умением осмысленно читать текст и комментировать авторские приёмы, развивать
способности по созданию связных текстов.
Таким образом, учёт внутреннего опыта учащихся и опора на их познавательные способности на
уроках КАТ становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений,
навыков и делают процесс обучения полезным и увлекательным.
Общая характеристика программы
Программа «Комплексный анализ текста» даёт возможность каждому ученику реализовать свои
возможности и коммуникативные способности. Систематизировать знания школьников, соединить
деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию
позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. Занятия сопровождаются
дидактическими материалами – текстами из произведений русской литературы. К каждому тексту
прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и
художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анализировать
текст. Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации, при ответе на
которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания
предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также углубление
материала. Преимущество этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексном
анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно
читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает навыки создания своих текстов.
Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать
важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и осознанного чтения
текстов разных стилей, но и научиться находить авторскую позицию и комментировать ее. Поскольку
предлагаемая программа ориентирована в основном на работу с текстом, задания для учащихся будут
носить комплексный характер, т.е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут
анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нём изобразительно -выразительные
средства, пунктуацию и её роль в данном тексте и т.д. Во всех темах программы предусмотрен
материал, который позволит учащимся, во-первых, лучше осознать ранее изученное, во-вторых,
углубить их представление об изученном, в-третьих, расширить знания о тексте и его особенностях.
Всё это поможет развить интерес школьников к русскому языку как учебному предмету.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся,
она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих
способностей учащихся.
Место программы «Комплексный анализ текста» в базисном учебном плане Учебный план
школы предусматривает на изучение программы 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Формы организации образовательного процесса. Основной формой обучения является урок.
Выбор форм зависит от уровня подготовленности учащихся, от объема изучаемого материала, его
новизны, трудности. Основные формы организации образовательного процесса: индивидуальные,
групповые, фронтальные.
Технологии обучения: Технология проблемного обучения с целью развития творческих
способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний,
творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
Информационно-коммуникационные технологии, тест-технологии; Здоровьесберегающие
технологии: использование различных наглядных средств, Технология уровневой дифференциации.
Технология обучения в сотрудничестве. Проектная технология.
Формы и методы контроля:
Формой оценки достижения результатов освоения программы промежуточная аттестация - это
оценка качества усвоения учебного года.
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий,
самостоятельных работ, видов разбора, устных сообщений учащегося, письменных работ.
Итоговый контроль – итоговая контрольная работа в формате ОГЭ с системой заданий, зачетная
тестовая работа
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат словесные тексты, вопросы и задания к ним,
проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию,
включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,
воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –
иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат;
технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать
выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты
различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать
свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
– по лексике: пользоваться разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор
наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей
речи способов словообразования;
– по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор
изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;
– по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из
компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами
обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать
слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять
орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми
написаниями;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения
изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять
пунктуационные ошибки;
– по связной речи, чтению и работе с информаципей: составлять предложения с учётом
текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с
деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно
использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте
языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и
выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического
стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов
речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи
Содержание программы
I. Введение
Комплексный анализ текста как один из способов реализации педагогической технологии
формирования текстовой компетенции.
II. Работа над текстом
Текст и его строение. Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами
речи.
Работа с основной мыслью текста. Тема и микротемы. Абзац «абзацное членение», его значения в
смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения в тексте. Средства связи
смысловых частей текста. Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса).
Приемы сжатия текста. Сжатое изложение. Композиция текста
Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. Анализ изобразительновыразительных средств языка, оформляющих функциональные стили речи.
III. Виды грамматического разбора
Фонетический,
орфографический,
морфологический
разбор
слов,
морфемный
словообразовательный анализ, синтаксический разбор словосочетаний и предложений.
IV. Целостное рассмотрение текста
Комплексный анализ текстов различных стилей речи.
и
Тематическое планирование курса
№пп
Тема
Количество
часов из них:
Из них :
Теория
Практика
1
2
4
5
Введение
Работа с текстом
Целостное рассмотрение текста
Итого
2
26
7
35
2
9
1
12
0
17
6
23
Контрольная Самостоятельная
работа
работа
2
1
3
15
5
20
Календарно-тематическое планирование курса
№п
п
1
2
3
4
5
Тема и тип
урока
Введение.
Текст и его
строение.
Признаки
текста.
Колво
часов
Содержание
Повторение
Повторение
Повторение
орфографии
синтаксиса
Обобщение и повторение
Словосочетани
основных признаков текста, Правописание гласных в я, их виды
корнях с безударной
анализ текста. Составить
устное высказывание на темугласной, при
«Основные признаки текста»чередовании
звуков
2
Текст как
речевое
произведение.
Грамматическа
я связь между
частями текста
1
Абзац.
Микротема.
Анализ текста.
1
Тема текста и
его микротемы.
Тренировочные
упражнения.
1
Понятие текста как
целостного выражения
мысли. Понятие о стилях
и типах речи. Понятие об
основной мысли текста,
микротеме, ключевых
словах. Понятие о
выразительном чтении как
тесте на понимание текста
Обобщение и повторение
знаний об абзацном
членении текста. Анализ
текста о Д. Лихачеве.
Составление текста.
Практическое применение
знаний.
Слова с
непроверяемой
гласной в корне
слова, гласные после
шипящих и Ц.
Простое
предложение.
двусоставные
предложения..
Форма контроля
Домаш
нее
задани
е
Индивидуальная,ан
ализ
текстовых
Конспе
отрывков,
кт
определение
признаков текста
Групповая,
работа по тексту и
по тестам.
Творческая,
Написание минисочинения.
Групповая,
работа по тексту и
по тестам.
Правописание
приставок на З и С,
Пре и при
Односоставные
предложения.
Правописание пре и
при
Варианты форм Индивидуальная,
сказуемого
работа по текстам
Компл
ексный
анализ
текста
Дата
Пла факт
н
6
7
8
9
10
11
Работа с
основной
мыслью
текста1
Основн1ые
средства 1связи
предложений в
тексте
(тео1рия)
1
Практическое применение
знаний.
1
Основные
средства связи
предложений в
тексте
Лексические
средства связи.
(практика)
Местоимения и
союзы в
связующей
функции.
Тренировочные
упражнения.
1
Парцеллирован
ные
конструкции.
1
Смысловые и
1
Основные средства связи
между предложениями в
тексте. Цепная и
параллельная связь
предложений в тексте.
Упражнения на умение
определять вид связи
предложений в тексте.
Углубление знаний о
лексических средствах
связи. Упр. на
формирование умений
анализировать
лексические средства
связи. Анализ текста.
Обобщение и повторение
«Местоимения и союзы в
связующей функции».
Упр. на формирование
умений анализировать
морфологические средства
связи. Анализ текста.
Введение понятия
«парцелляция». Упр. на
формирование умений
анализировать
синтаксические средства
связи.
Контроль знаний
1
Правописание
согласных в корне
слова (удвоенные,
непроизносимые,
парные).
Слитное, дефисное и
раздельное
написание слов
Правописание
глаголов и
деепричастий
Однородные
члены
предложения
Индивидуальная,
работа по текстам.
Тире в простом
и сложном
предложениях.
Групповая,
работа по тексту и
по тестам.
Стилистически
е функции
порядка слов
Выборочная
работа
Стилистика
сложных
Групповая работа
синтаксических по текстам.
конструкций.
Выучи
ть
теорет
ически
е
поняти
я
Создат
ь текст
карточ
ка
Тест
Правописание
прилагательных и
причастий
Стилистически
е фигуры речи.
Индивидуальная
работа по текстам.
Классификация
Стилистически
Контрольная
КАТ
12
13
14
15
грамматически
е связи
предложений.
Контрольная
работа.1
Типы ре1чи.
Повество1вани
е. Анализ
текста.
Описание.
Анализ текста.
типов ошибок.
1
1
Рассуждение.
Анализ текста.
1
Практикум
«Анализ
текстов разных
типов речи».
1
Упр. на закрепление
знаний учащихся о данном
типе речи, его
структурных особенностях Правописание
в работе с текстом
приставок
повествовательного
характера. Анализ текста.
Упр. на закрепление
знаний учащихся о
данном типе текста, его
структурных
особенностях в работе по
сбору материала,
Составление текста
описания любимого
уголка природы. Анализ
текста.
Повторение структурносмысловых особенностей
текста- рассуждения.
Закрепление навыков
составления текста рассуждения.
Выполнение упр.,
направленных на
формирование умений
анализировать тексты
е особенности
прямой и
косвенной
речи.
Однородные
члены
предложения
творческая работа
Анализ
текста
Самостоятельная
работа.
Анализ
текста
Правописание
суффиксов и
окончаний
Правописание Н и
НН
Правописание Н и
НН
Однородные
члены
предложения
Индивидуальная,
Работа по текстам.
Однородные
члены
предложения
Поисковая,
групповая, работа
по тестам.
Вводные и
вставные
конструкции.
Самостоятельная
работа.
Анализ
текста
Анализ
текста
16
17
18
19
20
21
22
23
Основные
приемы
компрессии
(сжатия)
текста.
Практикум
«Работа над
сжатием
текста».
1
Написание
сжатого
изложения по
предложенном
у тексту.
Практикум
«Упражнения
на
восстановление
текста».
Практикум
«Тестовые
задания к
тексту и
алгоритм их
решения».
1
Анализ текста с
заданиями,
аналогичными
заданиям ОГЭ.
Практическое
1
разных типов.
Повторение сведений о
подробном и сжатом
изложении, их
особенностях.
Введение понятия
«компрессия» и
знакомство с ее
основными приемами
Анализ текста.
Отработка умений писать
сжатый текст, применяя 3
вида компрессии текста.
1
Анализ текста. Отработка
навыков восстанавливать
текст.
1
Ознакомление учащихся с
трудными
грамматическими
явлениями (аналогичными
экзаменационным) и
алгоритмами их
нахождения и решения.
Самостоятельная работа с
тестами. Проверка умения
учащихся самостоятельно
выполнять задания.
Самостоятельная работа с
1
1
Правописание Ъ и
Ь
Обращения.
Поисковая,
индивидуальная.
Правописание
частиц НЕ и НИ.
Обособленные
члены
предложения.
Контрольная
работа.
Правописание
наречий
Обособленные
члены
предложения
Правописание
предлогов
Обособленные
члены
предложения
Правописание
союзов
Присоединител
ьные
конструкции
Слитное, дефисное и
раздельное
написание слов.
Уточняющие
члены
предложения
Слитное, дефисное и
Дописа
ть
Групповая,
работа по отрывкам изложе
ние
из произведений.
Поисковая работа,
индивидуальная.
Самостоятельная
поисковая работа.
Правописание
частиц и
междометий.
Бессоюзные
Сжатие
текста
Творческая
индивидуальная
работа
Выборочная работа
Групповая работа
карточ
ка
тест
тест
Текст в
формат
е ОГЭ
Анализ
24
25
26
27
28
29
занятие.
Комплексный
анализ текста
Практическое
занятие.
Комплексный
анализ текста
Контрольная
работа.
текстами.
1
Практикум по анализу
текста
1
Контроль знаний
Анализ
композиции
текста.
1
Анализ
композиции
текста.
Тренировочные
упражнения.
Изобразительн
овыразительные
средства языка.
1
Изобразительн
1
Обобщение сведений,
полученных учащимися в
течение знакомства с
курсом. Подведение
итогов работы учащихся в
течение всего учебного
года.
Основные языковые
средства выразительности
- звуковые (благозвучие,
аллитерация, ассонанс,
звуковые повторы,
звуковой символизм,
ритм, интонация)
Основные языковые
раздельное
написание слов
сложные
предложения.
Правописание
глаголов и
деепричастий
Синтаксически
е конструкции
с союзом КАК
Правописание
прилагательных и
причастий
Правописание
прилагательных и
причастий
Классификация
типов ошибок.
Многозначные
слова, омонимы,
синонимы,
антонимы.
Диалектизмы,
Сложносочинё
нные
предложения,
знаки
препинания
при них.
Сложноподчин
ённые
предложения,
их виды
Сложноподчин
ённые
предложения,
их виды
Сложные
предложения с
различными
видами связи.
Прямая и
по текстам.
Индивидуальная
работа по текстам.
текста
Анализ
текста
Контрольная
творческая работа
Поисковая,
индивидуальная.
Анализ
текста
Практическая
индивидуальная.
Анализ
текста
Групповая,
работа по тексту и
по тестам.
карточ
ка
Индивидуальная,
карточ
овыразительные
средства языка.
Тренировочные
упражнения.
30
31
32
33
34
средства выразительности
- словесные (эпитет,
сравнение, перифраз,
метафора, метонимия,
гипербола,
олицетворение, ирония)
Основные языковые
средства выразительности
- фигуры: анафора,
эпифора, антитеза,
градация, оксюморон,
риторический вопрос и др.
жаргонизмы,
профессиональные
слова.
Изобразительн
овыразительные
средства языка.
Поисковая
работа.
1
Основные способы
словообразования
Изобразительн
овыразительные
средства языка.
Самостоятельн
ая работа.
Урок –
практикум
«Комплексный
анализ текста»
1
Практическая работа
1
Понятие комплексного
анализа текста.
Многоаспектн
ый
лингвистическ
ий анализ
текста
Промежуточна
я аттестация
Комплексный
анализ текста.
1
Комплексный анализ
текста.
Фонетический
разбор
1
Контроль знаний
Морфологический
разбор
Синонимия и
многозначность
морфем.
Авторские
неологизмы
косвенная речь
Стилистически
е функции
порядка слов
Стилистика
сложных
синтаксических
конструкций.
Стилистически
е фигуры речи.
Стилистически
е особенности
прямой и
косвенной
речи.
Стилистически
е особенности
прямой и
косвенной
анализ текстовых
отрывков,
определение
выразительных
средствтекста
ка
Индивидуальная,
групповая анализ
текстовых
отрывков,
определение
выразительных
средства текста
Групповая,
работа по тексту и
по тестам.
карточ
ка
Анализ
текста
Групповая,
работа по тексту и
по тестам.
Анализ
текста
Самостоятельная
работа анализ
текста
Анализ
текста
Контрольная
работа
35
Итоговый урок
1
Словообразовательн
ый разбор
речи.
Стилистически
е особенности
прямой и
косвенной
речи.
Список используемой литературы.
1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. –
М. : Айрис-пресс, 2004.
2. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983.
3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Айрис-пресс, 1999.
4. Смирнова М.М. Русский язык и культура речи: комплексный анализ текста. Методические рекомендации по проведению устного и
письменного экзамена по русскому языку и культуре речи. Интернет, 2004
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2019 году государственной итоговой аттестации по русскому
языку.
2. Баронова М.М. Русский язык: Рабочая тетрадь: Тематические задания уровней А, В, С для подготовки к ГИА, 9 класс. – М.: Астрель, 2010
3. Беднарская Л.Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку: Русский язык в школе, 2009, №9, 10.
4.С.В Драбкина Д.И. Субботин Русский язык 8 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся е ГИА (учебное пособие)- М:
Интеллект-центр,2015
5. Добротина И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению: Русский язык в школе,
2009, №3.
6. Зайцева О.Н.Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 8 классФГОС_4-е изд., перераб. и доп.- М: Изд-во
«Экзамен»,2018
7. Крайник О.М. Анализ текста как этап подготовки к сочинению-рассуждению: Русский язык в школе, 2009, №10.
8.Малюшкин А.Б.. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.8 класс-М: ЦТ Сфера, 2019
9. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебное пособие. – М., 2005.