МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ СОШ №1
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол № ___8__
от « 25 » августа 2025 г.
УТВЕРЖАЮ
и.о. директора МАОУ СОШ №1
___________ Н.А. Феофанова
Приказ № 130/1 ОД
от « 29 » августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
для 1-4 классов начального общего образования
2025 – 2026 учебный год
г. Сысерть, 2025 год
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
для 1-4 классов
2 класс
1 час в неделю (всего 34 часа)
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Во
втором классе 34 часа (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса
являются формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса
являются формирование
следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты
внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний
(об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в
защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой
социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов
—
получение
школьником
опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами
дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые
вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно
становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем,
гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного
общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без
которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Содержание программы
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых
задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по
содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование
и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в
пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени,
речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного
восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические
игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной,
смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты
запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные
упражнения на развитие
способности переключать, распределять внимание,
увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных
предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов,
явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и
существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия,
выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и
существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения
логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было
обнаружено с
помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря
учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания,
сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
1.Тренировка психических процессов:
-развитие концентрации внимания;
-тренировка внимания;
-тренировка слуховой памяти;
-тренировка зрительной памяти;
-совершенствование воображения;
-развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов,
классификация и поиск закономерностей).
2. Задания геометрического характера:
- уникурсальные кривые;
- составление и моделирование предметов;
-построение фигур из счетных палочек;
-построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм"..
3. Нестандартные задания алгебраического характера:
-арифметический шифр;
- математический фокус ;
-арифметические лабиринты с воротами;
-математические ребусы;
-магические квадраты 3*3;
4.Нестандартные задания логического характера:
-анаграмма;
-комбинаторные задачи;
-задачи с альтернативным условием.
5.Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы").
Учебно-тематический план
№
п\п
Название темы
Количество
часов
1.
Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления.
Развитие концентрации внимания.
Тренировка
внимания.
Совершенствование мыслительных
операций.
Тренировка слуховой памяти.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование воображения.
Развитие логического мышления. Совершенствование
мыслительных операций.
Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления на конец учебного
года.
Тестовая работа.
Итого
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
5
4
3
6
4
1
1
34
Требования к уровню подготовки учащихся по программе курса
«Умники и умницы»
В результате изучения данного курса во 2-ом классе выпускник научится:
-определять истинность высказываний;
-делать выводы, простейшие умозаключения.
-уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке
других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на
этические нормы;
-определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
-проговаривать последовательность действий;
-учиться высказывать свое предположение (версию);
-учиться работать по предложенному педагогом плану;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей;
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью педагога;
-учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную
литературу;
-учиться овладевать измерительными инструментами;
-учиться выражать свои мысли;
-учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
-овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной
задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
-сравнивать предметы по заданному свойству;
-определять целое и часть;
-устанавливать общие признаки;
-находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
-определять последовательность действий;
-находить истинные и ложные высказывания;
-наделять предметы новыми свойствами;
-переносить свойства с одних предметов на другие.
Тематическое планирование курса "Умники и умницы"
2 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Развиваемые способности
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
Кол-во часов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
рассуждать
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие способности рассуждать
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие способности рассуждать
Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей
Совершенствование воображения
Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек
Развитие концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей
Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие способности рассуждать
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие способности рассуждать
Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления
Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления на конец учебного года
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1